Структура Положения об образовательной деятельности:
1. Общие положения
2. Цель и задачи образовательной деятельности
3. Организация образовательной деятельности
4. Требования к организации образовательной деятельности в ДОУ.
5.Формы образовательной деятельности
6. Требования к Организованной образовательной деятельности
7.Самостоятельная деятельность детей.
8. Требования к организации развивающей среды
9. Контроль за образовательной деятельностью
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности в МДОУ детский сад № 10 общеразвивающего вида города Ржева Тверской области (далее ДОУ).
1.2. Образовательная деятельность регламентируется Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией Российской Федерации ,федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., САНПИН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования в РФ, «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013),Уставом ДОУ, настоящим Положением.
1.3.Содержание образовательной деятельности в ДОУ определяется основной образовательной программой ДОУ.
1.4. Образовательная деятельность в ДОУ подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.(п.1.1.ФГОС ДО)
1.5. В образовательной деятельности участвуют дети, их родители (законные представители), педагогические работники, федеральные государственные органы, органы муниципальной власти.
1.6.Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в ДОУ.
1.7.К педагогу предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу.
1.8.Образовательная деятельность в ДОУ ведется на государственном языке Российской Федерации - русском.
1.9.В ДОУ учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.
1.10.Каникулы устанавливаются не менее двух раз в течение учебного года (зимние каникулы, летние каникулы) в соответствии с календарным учебным графиком.
1.11.Образовательная деятельность по основной образовательной программе ДОУ осуществляется в группах общеразвивающей направленности и в коррекционно-логопедических группах.
2. Цель и задачи образовательной деятельности
2.1. Цель – обеспечение получения дошкольного образования.
2.2. Задачи образовательной деятельности:
2.2.1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2.2.2. Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка;
2.2.3. Обеспечение преемственности основной образовательной программы ДОУ и начального общего образования;
2.2.4.Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
2.2.5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
2.2.6.Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности , формирование предпосылок учебной деятельности;
2.2.7.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
2.2.8. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
2.2.9.Осуществление необходимой квалификационной коррекции нарушений развития детей.
3. Организация образовательной деятельности
3.1. Содержание образования в ДОУ определяется основной образовательной программой ДОУ.
3.2.ДОУ самостоятельно разрабатывает, принимает, реализует образовательную программу ДОУ
3.3.Образовательная программа ДОУ разрабатывается с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования:
Основные образовательные программы
№п.п |
Уровень (ступень образования) |
Направленность (наименование) образовательной программы |
Вид образовательной программы (основная, дополнительная) |
Нормативный срок освоения |
1.
|
Дошкольное образование
|
Образовательная программа Муниципального образовательного учреждения детский сад № 10 города Ржева Тверской области |
Основная
|
5 лет |
3.4.Форма реализации основной образовательной программы ДОУ - очная.
Срок освоения основной образовательной программы - 5 лет, при условии набора группы детей в возрасте с года до двух лет – 8 лет.
3.5.Учебные издания, используемые при реализации образовательной программы ДОУ, определяются с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
3.6.ДОУ самостоятельно в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания, образовательных технологий образовательной деятельности; при реализации основной образовательной программы используются различные образовательные технологии.
3.7. ДОУ по вопросам преемственности образования взаимодействует со МОУ СОШ №7 .
4. Требования к организации образовательной деятельности в ДОУ
4.1.В образовательном процессе выделяются основные блоки:
Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
Образовательная деятельность в режимных моментах;
Организованная образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей.
4.2.Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
4.3.Взаимодействие педагога с ребенком – центральный процесс в образовании детей ДОУ. В процессе этого взаимодействия у ребенка
Происходит развитие способов (средств) действия
Развивается познавательная мотивация и увлеченность
Развиваются и транслируются культурные нормы – в том числе, нормы взаимодействия с другими людьми
Педагог подбирает средства развития (методы, формы, материал), тем самым
Возникают (не возникают) индивидуальные образовательные траектории
4.4. Партнерская деятельность взрослого с детьми :
4.4.1.Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
4.4.2.Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения)
4.4.3.Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
4.4.4.Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
4.5.Основные позиции организации образовательного процесса:
4.5.1.Комплексно - тематическая модель организации образовательных содержаний. Тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме; реализуется в разных видах детской деятельности (тематический день, неделя, месяц)
4.5.2.Предметная среда гибко меняется в соответствии с содержанием – темой.
4.6.Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
4.7. Социально-коммуникативное развитие направлено на освоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
4.8. Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
4.9.Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
4.10.Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
4.11.Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
5.Формы образовательной деятельности:
5.1.Программные цели и задачи реализуются при комплексно-тематическом планировании ( тематический час, день, тематическая неделя и т.д.) и организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
5.2. Формы и методы выбирает педагог самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения ОП и решения конкретных образовательных задач.
5.3.В младенческом возрасте непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
5.4.В раннем возрасте предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
5.5.Для детей дошкольного возраста игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
5.6.Организованная образовательная деятельность
представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей.
5.6.1.Выбор количества детей зависит от: возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная),их интереса к данному занятию; сложности материала;
Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
5.7. Образовательная программа, реализуемая ДОУ, включает в себя учебный план, расписание непосредственной образовательной деятельности, режимы дня для воспитанников, рабочие учебные программы по образовательным областям и методические материалы.
6. Требования к Организованной образовательной деятельности
№ п/п |
Содержание |
Возрастные группы |
|||||
Первая Младшая Группа |
Вторая младшая группа (3-4 лет) |
Средняя группа (4 -5 лет) |
Старшая группа (5-6 лет) |
Подготовительная группа (6-7 лет) |
|||
1 |
Начало учебного года |
01.09.2015 |
01.09.2015 |
01.09.2015 |
01.09.2015 |
01.09.2015 |
|
2 |
Окончание учебного года |
31.05.2016 |
31.05.2016 |
31.05.2016 |
31.05.2016 |
31.05.2016 |
|
3 |
Продолжительность учебной недели |
5 дней |
5 дней |
5 дней |
5 дней |
5 дней |
|
4 |
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности |
10 мин |
15мин |
20мин |
25мин |
30 мин |
|
5 |
Регламентирование непрерывной образовательной деятельности (первая и вторая половина дня) |
1 половина дня не превышает 20 мин.
|
1 половина дня не превышает 30мин. |
1 половина дня не превышает 40 мин. |
1,2 половина дня 1 половина дня не превышает 45 мин. 2 половина дня не превышает 25 мин. |
1,2 половина дня 1 половина дня не превышает 1,50 мин. 2 половина дня не превышает 30 мин. |
|
6 |
Общее количество НОД в неделю |
10 |
10 |
10 |
15 |
17 |
|
7 |
Объём НОД в часах |
1 час 40 мин |
2 час 05 мин |
2 час 40 мин |
3 час 40 мин |
5 час 10 мин |
|
8 |
Перерыв между НОД |
Не менее 10 минут |
Не менее 10 минут |
Не менее 10 минут |
Не менее 10 минут |
Не менее 10 минут |
6.2.Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
6.3.Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня.
7.Самостоятельная деятельность детей.
7.1.Самостоятельной деятельности в режиме дня отводится не менее 3-4 часов.
7.2.Для организации самостоятельной деятельности детей создается развивающая предметно- пространственная среда и присмотр и уход за каждым ребенком.
8.Требования к развивающей предметно-пространственной среде
должна быть:
содержательно – насыщенной,
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной.
8.1.Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию ОП ДОУ.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
8.2.Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
8.3.Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
8.4.Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
8.5.Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
8.6.Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования
9. Контроль за образовательной деятельностью
9.1.ДОУ самостоятельно разрабатывает систему оценки качества усвоения реализуемой образовательной программы дошкольного образования.
9.2.Освоение образовательной программы дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников.
9.3.Контроль, или проверка процесса и результатов освоения образовательной программы ДОУ, качества обучения воспитанников является обязательным компонентом образовательного процесса и осуществляется в соответствии с «Положением о контрольной деятельности в ДОУ», планом контрольной деятельности, инструментарием контрольной деятельности.
9.4. В ДОУ создается система оценки качества дошкольного образования, которая включает диагностический инструментарий оценки качества обучения воспитанников.